Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Независимая оценка пожарного рискаОпределение расчетных величин пожарного риска для объектов различного функционального назначения является как добровольной так и необходимой разработкой. Выполняется проектными или экспертными организациями, в зависимости от основания постановлений правительства РФ. Включается в состав томов проектной документации по пожарной безопасности или является независимой оценкой, зарегистрированной в территориальных органах местоположения объекта. Учитывается или не учитывается при эксплуатации объекта и внесении в план проверок МЧС России.

В данной статье мы просто и коротко рассмотрим основные принципы и понятия

В 2009 году была утверждена Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (приказ МЧС России от 30 июня 2009 года). Годом ранее в статье 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 123-ФЗ от 22 июня 2008 года, были установлены условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, а именно:
  1. В полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах
  2. Пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом
Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.

Разрабатывается на основании

Исходя из этого корректно разделять понятия «Расчет пожарного риска» и «Независимая оценка пожарного риска (НОР)» как совершенно разные работы по значению и юридическому статусу.

Расчет пожарного риска входит в состав проектных разделов, таких как Специальные технические условия (СТУ) и Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) и является подтверждением соответствия объекта действующим нормам и правилам. Может являться хорошим аналитическим и оценочным инструментом при перепланировке объекта, изменениях в геометрии помещений и эвакуационных путей. Проходит проверку архитектурной экспертизы и соответствующих министерств в зависимости от состава основного пакета. Достаточными исходными данными для расчета является пояснительная записка и архитектура любой стадии проектирования.

Независимая оценка риска (НОР) разрабатывается для существующего объекта, и включает в себя техническое обследования на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения аудита объекта защиты включает следующие основные мероприятия:

  • анализ фактических архитектурных и функциональных решений (снятие фактических размерностей, проверка соответствия архитектурных планов); 
  • проверка работоспособности и оценка соответствия качества монтажа автоматических систем противопожарной защиты нормам пожарной безопасности (комплексные испытания автоматических систем пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуации (СОУЭ), системы дымоудаления (СДУ) и общей автоматизации при запуске цикла противопожарного режима, проверка давления в системах автоматического пожаротушения, проверка работоспособности автоматических противопожарных преград и т.д.); 
  • расчет пожарного риска, на основании фактических условий по результатам обследования (расчет значения уровня пожарного риска);
  • вывод о соответствии или несоответствии объекта требованиям безопасности; 
  • разработка компенсирующих мероприятий (в случае наличия отступлений от действующих норм). 

Регистрация в надзорных органах МЧС России

На основании независимой оценки риска составляется заключение, в состав которого входит вся информация о результатах проводимой проверки, в том числе ее оснований (№ договора, реквизиты юридических лиц, экспертных свидетельств и аккредитации разработчика). Заключение регистрируется в обязательном порядке в территориальном отделе МЧС РФ по местоположению объекта. Работа рассматривается в нормативно-техническом подразделении на предмет соответствия исходных данных. По результатам рассмотрения выдается официальный ответ (письмо) с решением о принятии (либо мотивированным отказом) в учете при дальнейшем планировании осуществлении плановых проверок на объект защиты.

В случае недобросовестной работы экспертной организации и установления факта несоответствия исходных данных фактическим значениям объекта защиты, органы МЧС России назначают административное дело или лишают полномочий организацию и непосредственного эксперта, являющегося разработчиком.

В зависимости от причины по которой заказчик хочет прибегнуть к подобным работам, следует определять путь развития и дальнейшие перспективы. В большинстве случаев возникает необходимость снятия уже выписанных замечаний со сроком устранения. Самым верным решением является заблаговременная профессиональная оценка объекта на предмет его соответствия действующим нормам и правилам. В случае выявления отступлений своевременно провести мероприятия по их устранению, либо провести независимую оценку риска (НОР) учитывающую их наличие. Прибегнув к разработке и внесения НОР в реестр МЧС РФ до включения объекта в плановый список проверок, собственник (заказчик) освобождается от их проведения на 3 года, с возможностью перерегистрации по истечению срока.

Выбор организации

В настоящий момент рынок противопожарных услуг переполнен предложениями о разработке расчетов по оценке пожарного риска и даже независимой оценки риска (НОР). Безусловным приоритетом при выборе исполнителя является квалификационный уровень, наличие соответствующего требованиям деятельности штата (кол-во реальных экспертов) и временем работы на рынке услуг (аккредитация компании и экспертов происходит каждые 5 лет). Стоимость комплексного пожарного аудита в части выполнения НОР (ПП РФ от 07 апреля 2009 г. №304) не может сопоставляться с проектной работой (ПП РФ от 31 марта 2009 г. №272). Не выполнив полный спектр этапов, невозможно в должной мере отобразить реальную картину и фактический результат заключения.