Независимая оценка пожарного риска

Задать вопрос
Наши специалисты ответят на любой интересующий вопрос по услуге

Определение расчетных величин пожарного риска для объектов различного функционального назначения является как добровольной так и необходимой разработкой. Выполняется проектными или экспертными организациями, в зависимости от основания постановлений правительства РФ. Включается в состав томов проектной документации по пожарной безопасности или является независимой оценкой, зарегистрированной в территориальных органах местоположения объекта. Учитывается или не учитывается при эксплуатации объекта и внесении в план проверок МЧС России.


В данной статье мы просто и коротко рассмотрим основные принципы и понятия.

В 2009 году была утверждена Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности (приказ МЧС России от 30 июня 2009 года). Годом ранее в статье 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 123-ФЗ от 22 июня 2008 года, были установлены условия обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, а именно: 
1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;
2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Пожарная безопасность объектов защиты, для которых федеральными законами о технических регламентах не установлены требования пожарной безопасности, считается обеспеченной, если пожарный риск не превышает соответствующих допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.
3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчет пожарного риска не требуется.


Разрабатывается на основании

- постановления правительства РФ от 31 марта 2009 г. №272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска». Для проведения работ требуется свидетельство проектного СРО выданного на организацию.

постановления правительства РФ от 07 апреля 2009 г. №304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска». Для проведения работ требуются аккредитация на организацию и экспертное свидетельство МЧС России.

Исходя из этого корректно разделять понятия «Расчет пожарного риска» и «Независимая оценка пожарного риска (НОР)» как совершенно разные работы по значению и юридическому статусу.

Расчет пожарного риска входит в состав проектных разделов, таких как Специальные технические условия (СТУ) и Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности (МОПБ) и является подтверждением соответствия объекта действующим нормам и правилам. Может являться хорошим аналитическим и оценочным инструментом при перепланировке объекта, изменениях в геометрии помещений и эвакуационных путей. Проходит проверку архитектурной экспертизы и соответствующих министерств в зависимости от состава основного пакета. Достаточными исходными данными для расчета является пояснительная записка и архитектура любой стадии проектирования.

Независимая оценка риска (НОР) разрабатывается для существующего объекта, и включает в себя техническое обследования на предмет соответствия требованиям пожарной безопасности. Порядок проведения аудита объекта защиты включает следующие основные мероприятия:

- анализ фактических архитектурных и функциональных решений (снятие фактических размерностей, проверка соответствия архитектурных планов);
- проверка работоспособности и оценка соответствия качества монтажа автоматических систем противопожарной защиты нормам пожарной безопасности (комплексные испытания автоматических систем пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуации (СОУЭ), системы дымоудаления (СДУ) и общей автоматизации при запуске цикла противопожарного режима, проверка давления в системах автоматического пожаротушения, проверка работоспособности автоматических противопожарных преград и т.д.);
- расчет пожарного риска, на основании фактических условий по результатам обследования (расчет значения уровня пожарного риска);
- вывод о соответствии или несоответствии объекта требованиям безопасности;
- разработка компенсирующих мероприятий (в случае наличия отступлений от действующих норм). 


Регистрация в надзорных органах МЧС России

На основании независимой оценки риска составляется заключение, в состав которого входит вся информация о результатах проводимой проверки, в том числе ее оснований (№ договора, реквизиты юридических лиц, экспертных свидетельств и аккредитации разработчика). Заключение регистрируется в обязательном порядке в территориальном отделе МЧС РФ по местоположению объекта. Работа рассматривается в нормативно-техническом подразделении на предмет соответствия исходных данных. По результатам рассмотрения выдается официальный ответ (письмо) с решением о принятии (либо мотивированным отказом) в учете при дальнейшем планировании осуществлении плановых проверок на объект защиты.

В случае недобросовестной работы экспертной организации и установления факта несоответствия исходных данных фактическим значениям объекта защиты, органы МЧС России назначают административное дело или лишают полномочий организацию и непосредственного эксперта, являющегося разработчиком.

В зависимости от причины по которой заказчик хочет прибегнуть к подобным работам, следует определять путь развития и дальнейшие перспективы. В большинстве случаев возникает необходимость снятия уже выписанных замечаний со сроком устранения. Самым верным решением является заблаговременная профессиональная оценка объекта на предмет его соответствия действующим нормам и правилам. В случае выявления отступлений своевременно провести мероприятия по их устранению, либо провести независимую оценку риска (НОР) учитывающую их наличие. Прибегнув к разработке и внесения НОР в реестр МЧС РФ до включения объекта в плановый список проверок, собственник (заказчик) освобождается от их проведения на 3 года, с возможностью перерегистрации по истечению срока.


Выбор организации

В настоящий момент рынок противопожарных услуг переполнен предложениями о разработке расчетов по оценке пожарного риска и даже независимой оценки риска (НОР). Безусловным приоритетом при выборе исполнителя является квалификационный уровень, наличие соответствующего требованиям деятельности штата (кол-во реальных экспертов) и временем работы на рынке услуг (аккредитация компании и экспертов происходит каждые 5 лет). Стоимость комплексного пожарного аудита в части выполнения НОР (ПП РФ от 07 апреля 2009 г. №304) не может сопоставляться с проектной работой (ПП РФ от 31 марта 2009 г. №272). Не выполнив полный спектр этапов, невозможно в должной мере отобразить реальную картину и фактический результат заключения.